Концепция культурно-сортивного комплекса
Заказчик: Международный Дягилев-центр, Москва
Архитекторы: Григорий Дайнов, Александр Качалов, Сергей Фомин.
Общая площадь: 217 100 м2.
2006

дягилев-центр
заказчиком была поставлена задача создания концепции эффективно работающего и централизованно управляемого культурно-спортивного комплекса, вмещающего в себя: концертный и банкетный залы, театральные залы, спортивную арену с тренировочным льдом, SPA-центр, гостиницу, офисы, паркинг, элементы внутренней инфраструктуры.

в результате изучения участка и программы, предложенной заказчиком, нами были обозначены основные «коллизии» предполагаемого сооружения :
- гипермасштаб
- высочайшая плотность программы
- доступ и хранение транспорта
- сохранение (или замещение) озелененных пространств
- освобождение пешеходной поверхности от обслуживающего транспорта
- организация технологических загрузок частей комплекса

в процессе работы, стало очевидно, что выполнение плотной проектной программы неизбежно приводит к застройке большей части поверхности участка. при этом такую застройку довольно сложно композиционно структурировать в силу ее разномасштабности, функциональной неоднородности и характерных технологических требований, присущих ее частям. плотная застройка «дневной» поверхности отдельными и связанными друг с другом, объемами, так или иначе, привела бы к дискриминации пешеходных пространств, пересечению транспортных (загрузочных) и пешеходных потоков.

требовалось найти некое общее решение для обозначенных вопросов…

3.2. Искусственный рельеф - «функциональное покрывало»

… в результате, возникла идея создания искусственного городского ландшафта:
участок «вырезается» по периметру и «выдавливается» из земли, будто под воздействием скрытых глубоко под ним сил. созданный стилобат позволяет разместить в нем автомобильные парковки, загрузочные доки, элементы городской инфраструктуры и часть иных элементов программы комплекса.
въезд гостевого транспорта в многоуровневые паркинги осуществляется через «отверстия» в границе периметра «ландшафта» со стороны ул. беговая и 1-й боткинский проезд. две централизованные загрузки комплекса интегрированы в «ландшафт», сосредоточены у поверхности его периметра и имеют доступ со стороны 1-го боткинского и проектируемого проездов (для концертно-театрального комплекса со спортивной ареной и гостиницы соответственно).

образовавшийся стилобат зримо очерчивает границу территории, отвечая планировочной сетке улиц и масштабу окружающей застройки. Такой подход позволяет более гибко оперировать понятием «градостроительный масштаб» в его последовательном укрупнении от окружающей жилой застройки до доминант предполагаемого комплекса. Кроме того, поверхность созданного ландшафта служит своеобразным чистым экспозиционным полем для основных архитектурно-смысловых доминант - концертного комплекса (оперы) и башни гостиницы.

искусственный ландшафт, образующий «дневную» поверхность стилобата полностью принадлежит пешеходам – это парковая среда с неожиданно активным искусственным рельефом, создающим свободное от сопутствующих строений, идеализированное городское пространство, позволяющее забыть о повседневности.
рельеф понижается вдоль продольной оси участка к его центру, формируя «воронку» входа, обращенного в сторону ленинградского проспекта. входное пространство раскрывается лестничной эспланадой и пандусами, «провожающими» посетителей к основным элементам комплекса – концертному залу, театру, гостинице. таким образом, понятие «вход» трактуется как «восхождение», приобретая сакральный оттенок.

на территории расположено историческое здание – павильон, выстроенный к коронации Николая II. Для повышения его композиционной значимости в соседстве с проектируемыми объектами, предлагается в районе здания понизить часть рельефа, несколько заглубив («прогнув») ее относительно уровня «городской поверхности» (например, уровня тротуара вдоль ленинградского проспекта). таким образом, здание Павильона оказывается стоящим на подиуме, напоминающем естественный обрыв. небольшое, в сущности, здание приобретает драматичную монументальность. в его стенах мог бы разместиться музей дягилева.

3.3. программа – пространство – метафора - объем - форма.

объем концертного комплекса (оперы) условно состоит из трех элементов – «ядра», «оболочки» и пространства «между ядром и оболочкой».
ядро – связанные в соответствии с заданной технологией основные залы и сопутствующие помещения.
оболочка – самонесущая большепролетная пространственная конструкция, «обворачивающая» ядро и образующая форму здания и его интерьер.
между ядром и оболочкой оставлена пауза – свободное пространство на всю высоту объема. в нем размещены основные вертикальные коммуникации, которые связывают уровень фойе с гардеробами, галереями лож, бельэтажа, балкона, банкетного зала, зимнего сада. это наиболее драматичное пространство в интерьере, раскрывающееся в высоту по трем сторонам ядра более чем на 70 метров.
сосредоточенные в фойе пандусы, травалаторы и эскалаторы плавно перемещают посетителей диагонально вверх в пространстве между ядром и полностью остекленной поверхностью фасада, обращенного в сторону ленинградского проспекта. характер такого движения соотносим с перемещением по искусственному ландшафту, развёрнутому в вертикальном направлении. По мере подъема, перед посетителями последовательно раскрывается панорама москвы – посетители становятся зрителями еще до того момента, когда они вошли в зал.

оболочка, облицованная полированным алюминием с разрывами заполненными стеклом, создает абстрактную форму, передающую ряд метафорических прочтений. в дальнейшем ее форма может уточняться.

основная высотная доминанта комплекса – башня высотой 180 метров (около 50-ти этажей). в ней размещены офисы и гостиница на 800-900 мест. объем башни «реагирует» на присутствие здания оперы, поворачиваясь в его сторону вокруг своей вертикальной оси.

спортивный комплекс (арена) преимущественно интегрирован в искусственный ландшафт. его предполагаемая вместимость составляет 9000 зрителей. основной вход ориентирован на пересечение 1-го боткинского и проектируемого проездов.
Фойе арены имеет связь с многоуровневым паркингом для посетителей.


показатели основных функциональных составляющих комплекса:
- концертный зал на 6 495 мест.
- банкетный зал - 4 054 м2.
- конференц-зал - 516 м2.
- репетиционные залы (два) по 450 м2 каждый.
- балетный зал - 900 м2.
- зал писаных декораций - 375 м2.
- радио-павилион - 490 м2
- TV-павилион - 480 м2
- музей телевидения ~ 1000 м2.
- камерный и театральный залы на 720 и 600 мест соответственно, итого 1320 мест.
- спортивная арена на 4 250 мест в амфитеатре, 3 180 мест в съемных рядах партера, до 1000 мест на балконе итого - 8 430 мест.
- гостиница на 400 номеров (20 этажей офисно-гостиничной башни).
- офисы общ. площ. 20 650 м2 (20 этажей офисно-гостиничной башни).
- встроенные в искусственный ландшафт автопарковки (две) общей вместимостью
3 018 машино-мест.
показать подробную информацию