три станции метро
Международный конкурс на дизайн трех новых станций Московского метро
Консорциум DK architects + Kremnev Atelier
2016
Московское метро всегда отражало историко-культурный контекст, основную идеологию своего времени. Менялись политические парадигмы, менялась страна, вместе с ней менялось московское метро. Эта работа — наше ощущение времени и страны в попытке передать его через дизайн трех новых станций. Для каждой из них мы создаем сакральное пространство, где архаичная морфология реализуется через современные материалы и технологии.
Мы не будем заниматься расшифровкой смыслов — они в прилагаемых иллюстрациях.

Станция Ржевская
Выстроив по чертежам 3D модель этого типа станции, мы убедились в том, что это
пространство некрасиво. Пропорции пилонов и арок безнадежны. Любое
декорирование уже заданной неловкой формы не сможет сделать это пространство
лучше. Мы предлагаем изменить его морфотип. Внутрь уже заданного пространства
внести новую форму, которая создаст иное пространство, наделенное новыми
пропорциями и смыслами.
Базиликальные скаты потолка, ряды арочных проемов, портал выхода к эскалаторам
— в этом, помимо прочего, есть ощущение транзитности - наверху Рижский вокзал.
Существующие стены станции окрашиваются в темно-синий, кобальтовый цвет. Новая
оболочка выполняется из листов шлифованной латуни. Между существующей и новой
формами помещаются источники света. Свет проходит через отверстия в латунной
оболочке. Освещение меняется три раза в день:
- оттенки восходящего солнца утром
- теплый «солнечный» свет днем
- холодный «лунный» свет ночью
Пол — полированный керамобетон естественного цвета.

Станция Шереметьевская
Выстроив по чертежам 3D модель этого типа станции, мы убедились в том, что это
пространство некрасиво. Пропорции пилонов и арок безнадежны. Любое
декорирование уже заданной неловкой формы не сможет сделать это пространство
лучше. Мы предлагаем изменить его морфотип. Внутрь уже заданного пространства
внести новую форму, которая создаст иное пространство, наделенное новыми
пропорциями и смыслами.
Существующие стены станции облицовываются стеклофибробетонными панелями,
повторяющими неловкую форму существующих сводов и арок. К потолку свода
центрального тоннеля подвешиваются трубки из плексигласа, образующие форму
двускатной кровли. Плексигласовые трубки рассеивают свет от источников света,
скрытых между ними. Освещение меняется реагируя на погоду на поверхности и на
время суток.
Пол — полированный керамобетон двух цветов — естественного серого
и красного в середине центрального тоннеля. Этот образ не лишен театральности
— наверху театр «Сатирикон».

Станция Стромынка
Ритм двух рядов колонн задает нужный архетип. Остается лишь ему последовать и
создать идеальную стоечно-балочную конструкцию, жестко структурирующую
пространство зала. Структура цельна и ритмична. Пол, колонны
и потолок объединены одним материалом — бетоном. Через решетку пересечений
балок потолка льется «дневной» свет. Город совсем рядом. Боковые стены тоннеля
облицованы листами «помятой», будто подверженной чеканке полированной латуни.
Свет, поезда и движущиеся люди отражаются в них и преломляются.
Колонна, балка, ритм, пропорция, бетон — атрибуты чистого выражения
конструкции. Дань легендарному русскому Конструктивизму — вверху дом
культуры имени Русакова, шедевр великого Константина Мельникова.
Облицовка колонн и балок потолка — стеклофибробетон.
Кессоны потолка — безопасное матовое стекло (триплекс)
Боковые стены тоннеля — листы «помятой» полированной латуни
Пол — полированный керамобетон.
↑ Наверх