«Пространственная режиссура эмоций»
2007 г.
Публикация в журнале «Губернский город».

До начала реализации проекта, о котором пойдет речь в этой статье, ждать еще не менее года. И за это время в процессе многочисленных корректировок и уточнений проект может претерпеть существенные изменения. Но о том, каким он сложился на сегодняшний день, в городе уже говорят, им интересуются…

Учитывая начальную стадию разработки проекта, мы пока расскажем лишь о том пути, который преодолевает архитектор-одиночка и который является лишь началом в реализации задуманного целой командой профессионалов… Именно от их согласованной работы и от многих других объективных обстоятельств (различных «но» и «если») зависит то, как здание будет выглядеть в итоге… Пока же заглянем в творческую лабораторию архитектора.

Автор проекта Григорий Дайнов в процессе работы отчасти реализовал кредо крупнейшего архитектурного бюро столицы «Меганом», а именно «позволил себе находиться в состоянии эксперимента». Он, сознательно абстрагируясь от всех «нравится» и «не нравится», методично выстроил и эскизно изобразил несколько градостроительных ситуаций, каждой из них непредвзято пытаясь определить оптимальное соотношение между новым объектом и уже сложившимся контекстом. Сначала контекст осознавался традиционно: градостроительный.

…На одном из эскизов – дом (обычная, пусть и не лишенная изящества «коробка», двухэтажная, с окошками, дверями)… Это была самая простая попытка вписать объект в существующую застройку. «Если в начале бульвара удачно расположилось здание кафе «Премьера», то, может быть, и в конце его можно разместить еще один домик?» – подумал автор. Но получилось нехорошо... Не вписался в этот контекст и диаметрально противоположный первому наброску ассиметричный объем из камня с характерной зеленоватой подсветкой, чем-то напоминающий сооружения «мистической» Захи Хадид (британского архитектора с иракскими корнями). И тогда стало ясно, что никакими традиционными способами здесь не обойтись…

Автор стал искать другие контексты. Сначала избрал растительный. Бульвар славится своими вековыми липами. И в здании обыгрывался этот мотив: в стеклянном объеме автор разместил прямые и полунаклонные колонны… Идея оказалась интересной и визуально решена была очень эффектно, но автор не унимался… В поиске новых контекстов очередь дошла и до ландшафта. Архитектор ощутил, что объект нужно трактовать не как часть застройки, а как часть ландшафта! Причем ландшафта не только природного в его современном известном нам виде, но и исторического.

С точки зрения развития ландшафта территория, предназначенная для размещения объекта, оказалась интересной. В XIII веке здесь проходила дуга укреплений от Волги до Спасского монастыря. Позже, в XVI веке, был насыпан земляной вал и вырыт ров, впоследствии заполненный водой. В XVIII-XIX веках бульвар менялся, на его месте вырастали и вновь сносились деревянные постройки: ресторан, театр, кинотеатр и т.д. К 30-м годам XX века в общих чертах сложился знакомый нам облик бульвара: он получил регулярную структуру аллей вдоль верхнего и нижнего пешеходных направлений, сохранившаяся до наших времен разница в высотах которых составляет порядка 80 - 100 см.

С учетом особенностей ландшафта и сложившихся пешеходных линий наземный объем здания архитектор расположил вдоль бульвара, сохраняя при этом движение и по нижней и по верхней его аллеям. Далее разграничил в здании два уровня: наземный и подземный. А после принялся за режиссуру эмоций будущих прохожих и посетителей центра. Причем демократично уравнял их в правах: здание центра будет сквозным.
Прогуливаясь по нижней аллее бульвара, посетитель сможет пройти сквозь здание и в процессе получения определенного опыта пребывания в нем, следуя заданному архитектором сценарию переживаний, решить: пройти мимо или все-таки зайти внутрь. Еще в качестве одного пространственного аргумента в пользу решения зайти внутрь автором предусмотрен удобный пандус (наклонная плоскость), ведущий в подземный уровень объекта. Никаких лестниц, заставляющих ежесекундно поглядывать под ноги, в этом здании не будет. И посетитель будет полностью отдан во власть ощущений...

Сооружение, по замыслу автора, должно быть достаточно тактильным, текстурным: рельефы натурального камня, имитация некогда проходивших здесь городских стен… Новое подземное пространство будет ассоциироваться с прошлым, свидетельства которого запрятаны сейчас под многими культурными слоями… Эффектное освещение и новейшая компьютерная техника создадут некий информационный клубок, который разными средствами (звук, цвет, возможно, голография) расскажут об истории этих мест и города в целом... Возможно, в подземном уровне здания разместятся и инсталляции, основу которых могут составить найденные в процессе строительства и предварительных раскопок экспонаты...

Совершенно иные, контрастные «подземным» впечатления можно будет получить, пройдясь по второму, ведущему наверх пандусу, который также плавно трансформирует дорожку аллеи на этот раз в кровлю здания… Это новая точка обзора – аллюзия на проходивший здесь некогда земляной вал. Нерукотворной террасой над ней склонятся вековые липы... Здесь можно будет спокойно попить чай, кофе и понаблюдать за «кинофильмом» бегущих мимо улиц… А «пленочный» (то есть просто неглубокий) бассейн у подножия здания любителям исторических драм напомнит о некогда пролегающем здесь рве, наполненном водой…

Предположительно на первом надземном уровне здания может располагаться, например, литературное кафе. «Место просто очень литературное», - прокомментировал свою идею по функциональному использованию здания архитектор. Подземный уровень можно существенно развить: там могут быть сосредоточены функции, не требующие естественного освещения, – кинозал, боулинг или, например, интернет-кафе. Ведь Первомайский бульвар является одним из основных туристических направлений, связывающих центр города с речным вокзалом. Здесь туристы смогут не только получить первичную информацию об истории Ярославля, прогуливаясь по музеифицированным холлам, но и тут же, не дожидаясь прибытия в гостиницу и не мучаясь с отсылкой международных SMS, поделиться впечатлениями об увиденном, отправив письмо по Интернету…
Впрочем, функциональная «начинка» здания еще будет уточняться. Об окончательных решениях говорить слишком рано. Известно, что Первомайский бульвар всегда был местом для променада солидной публики, нов этом плане в последнее время многое изменилось. И поэтому исторический подход, предложенный архитектором, может сыграть здесь злую шутку. А ошибки быть не должно. Поэтому сейчас заказчиком строительства активно проводятся социологические исследования, обсуждения проекта и т.д. То есть процесс в динамике и к выходу на строительную площадку – весной будущего года, – надеемся, увенчается выработкой верных и взвешенных решений. О ходе работ над объектом мы наших читателей будем информировать.


Григорий Дайнов: Понять, что есть архитектура

Свою знаменитую часовню – памятник народному ополчению Минина и Пожарского, – растиражированную на тысячерублевых купюрах, Григорий Дайнов спроектировал примерно через год после окончания университета. Вообще крупные удачи талантливых архитекторов настигают обычно достаточно рано. Это потом уже наступает некий период «богооставленности», «музоотставленности» и т.д. (у всех это по-разному называется). Но суть явления одна: ранняя победа рождает чувство опустошенности, и здесь уже выход надо искать самому, делать над собой усилие (вдохновения в это время обычно не бывает)… Иначе – останешься автором одного (не считая текущей поденщины), пусть и замечательного проекта…

Тут, конечно, можно спасаться бегством. Впрочем, от себя, как гласит народная мудрость, не убежишь… Но смена обстановки иногда помогает. Григорий Дайнов выиграл грант на учебу и стажировку в Америке. Уехал. В течение года учился по специальности «архитектура» в Университете Мичигана и проходил стажировку в фирме одного из университетских профессоров «PLY-Architecture».

Его там часто спрашивали: «А что ты тут (или «там» – если звонили из Ярославля), собственно, делаешь?» Дайнов отшучивался: «Пытаюсь понять, что есть архитектура…» Странный ответ от того, кто шесть лет проучился в университете, имел частную практику, созерцал свое творение на тысячерублевых купюрах при получении гонораров (если они платились в рублях), стажировался в одной из сильнейших архшкол Запада, ассистировал на кафедре архитектуры и т.д. Но, говорят, одно дело, когда ты знаешь, и совсем другое – когда ты знаешь еще раз. А для этого, возможно, и надо съездить за океан, вернуться, отбросить все, что ты знал, чему научился, что видел… и – на своем опыте, своим внутренним усилием – понять еще раз, что есть архитектура…

Архитектор, по мнению Дайнова, проектирует, по большому счету, не фасады и прочие вещи (это все, конечно, появляется в процессе изготовления проектной продукции) – он в зависимости от назначения объекта, его функций и предполагаемого контекста, размышляя над этим, проектирует эмоции, режиссирует будущие переживания посетителей и обитателей созданного пространства.


Вернуться назад

↑ Наверх